ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "БАГДАРИНСКАЯ ЭВЕНКИЙСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"
ГБОУ "БЭШИ"
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "БАГДАРИНСКАЯ ЭВЕНКИЙСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"
ГБОУ "БЭШИ"
Предзимье. Леса в позолоте.
Печаль журавли не таят.
Начало большого полета…
Сияет мне школа моя.
Дождем и пургою омыта.
В рубцах – от мороза – стена.
Стоит, как святая обитель.
В ней правде учили меня..
Евгений Козулин, поэт Баунта.
В 2022 году Багдаринская эвенкийская школа-интернат отметила свой 97-летний юбилей. Сложным был путь становления школы. Из маленькой начальной школы-интернат для детей эвенков, основанной в 1925 году, на месте большого сосредоточения охотничьих угодий эвенков в поселке Баунт, в которой обучалось 25 человек, со временем школа-интернат реорганизовалась в современное общеобразовательное учреждение. Первая в районе начальная школа-интернат работала на общественных началах под руководством Ришес Любови Давыдовны. Первым учителем был эвенк Александр Андреевич Комарицын, воспитателем Мария Николаевна Кашина (Феоктистова).
1931 год.Баунтовская школа-интернат переводится в село Старый Багдарин и в последующем переселяется в новый поселок под Белой горой – Багдарин. В ней обучается 45 детей, работают учителя: Яков Борисович Левинтас (заведующий), Лазарь Ефимович Элиасов. В эти годы в школу приехал работать Михаил Семенович Савин.
В последующие годы дети, живущие в интернате, обучаются в Багдаринской средней школе. В интернате 10 комнат, отопление печное, дрова к печам носили сами дети. Сами же учащиеся пилили бревна, которые привозили на дрова и складывали в
дровяной сарай, стоящий на территории школы. В 1950 году заведующей начальной эвенкийской школой-интернатом назначена Соловьева Мария Ефимовна. Учителем работает Галина Гавриловна Дандеева. Окончивших начальную школу учащихся, отправляют учиться в г. Улан-Удэ в школу-интернат №1. В последующие годы в школе работают: Ульяна Сократовна Дандеева – первая учительница-эвенка, удостоенная высокой награды Ордена Трудового Красного Знамени, П.И. Солодкова, И.М. Мирушкина, А.С. Шубин – кандидат исторических наук, преподаватель русского языка и литературы. В 1959- 1960 годах работает Крисанчук Василий Григорьевич.
1959 год. Началась постройка нового двухэтажного здания школы, которое было запущено в эксплуатацию в 1962 году. В 1959 году директором школы – интернатом назначается Зарубин Георгий Михайлович - заслуженный учитель Бур. АССР, руководивший школой более 15 лет. Из статьи директора школы Зарубина Г. М., опубликованного в газете «Красный Баунт» от 21.08.1960г.: «В новую школу на полное государственное принимаются дети, не имеющие родителей, дети коренных национальностей районов Крайнего Севера и приравненных к ним районов, дети многодетных и малообеспеченных семей. Здесь им будут созданы все условия для учебы и отдыха». Вот еще строки из газеты «Красный Баунт» от 24.07.1960г.: «В нынешнем году закончили ЛГПИ (отделение Народов Крайнего Севера) наши земляки – эвенки – А.Ц. Шубин (языковед) и Зылыкеева Д.Н.(биолог), они будут работать в Баунтовском районе». Школа имеет свое подсобное хозяйство, вводится кабинетная система, значительно укрепляется материально-техническая база. В эти годы в школу пришла работать Ф.И. Штукарева. В 1964 году школа становится восьмилетней. В 1965 году был первый выпуск учащихся 8 класса-18 человек. В этом же году создается музей В.И. Ленина. Его возглавляет старший воспитатель Валентина Павловна Малыгина. В 1968 году организован детский эвенкийский ансамбль под руководством Лидии Терентьевны Онищук. В течение 1961-62 учебного года ведется строительство зданий под общежитие школы-интерната на 130 мест.
В те годы воспитанники школы много путешествовали по Ленинским местам (гг. Москва, Ленинград, Красноярск, Чита,Улан-Удэ). Школа для них стала вторым родным домом. Жилидружно, хотя дети приезжали почти из всех поселков района. Школа была интернациональная. В ней учились белорусы, татары, буряты, русские, евреи и, конечно же, эвенки. Полное ученическое самоуправление помогло школе содержать большое подсобноехозяйство.
1971-1975 годы. Ведется строительство здания под общежитие на 130 мест, в 1975 году – строительство второго общежития на 60 мест и пристроя к учебному корпусу. В эти годы в школе работали замечательные педагоги Н.В. Позднякова, В.И. Никитина, Н.И. Иванова.
1974 год. Школа переорганизована в среднюю. В 1976 году состоялся первый выпуск в составе 28 человек, из них 14 детей – эвенков. Сплоченный коллектив учителей своим отношением к делу, любовью к своей профессии всегда был примером для своих воспитанников. Только из первого выпуска учителями стали 3 человека. В 1970-е годы школа-интернат как наиболее трудный участок в системе образования комплектовалась лучшими кадрами. Это учителя начальных классов Цыцикова В.С., Миронова Д.П., Голованова М.П., учителя-предметники: Позднякова Н.В., Гущина С.А., Колодина С.Р., Немакина Л.П., Копылов В.С., Улаханов Ф.А., Соколов С.Г., Егорина М.Н., Жамбалова М.Д., Дубровина З.Б., Дандарова А.Ц., завуч Ведерникова Е.П.; воспитатели: Лошкарева Р.М., Борисова З.Х., Буркаева В.Ф., Щегловская Л.Н., Козьмич Т.Я., Данкина Е.Д., Уладаева М.Н., Торгонова Н.Н., Коновалова Н.Н., Лосева Л.А., Тыхеева Е.И. Численность учащихся в эти годы достигает 250-300 человек.
1977-1979 годы директором школы работает Найданов Доржи Чагдурович - отличник просвещения России. 1979-1981 – школу возглавляет Бальчинов Бимба Хойлокович, 1982-1983 – Прохоров Геннадий Гаврилович.
В 1980-е годы педагогический состав пополнился талантливыми педагогами: Бальчинова О.Ф., Еронова Л.Б., Петушкинова Е.Д., Кондаков С.В., Лапердина В.Н., Мажолис Г.С., Мамонтова Г.Г., Захарова С.А. Осипова А.П. Директором с 1983 по 1987 год работают Жамбалова О.Ц., с 1987 по 1989 Бартанова Нина Дамдиновна.
В 1989 году директором школы назначается Базаров Владимир Цыденович – Отличник образования РФ, заслуженный учитель Бурятии, руководивший школой до 2002 года. В 1989-1990 году на базе школы создается центр эвенкийской культуры, организованный по инициативе учителей Мажолис Г.С. и Мироновой Д.П., основная цель которого – приобщение учащихся школы к эвенкийскому культурному наследию. Успешно развивался ЦЭК как творческая лаборатория сценического искусства, традиционных ремесел эвенкийского народа, как школьный музей декоративно- прикладного искусства. В 1992 году образован детский хореографический ансамбль «Хосинкан», руководители Сабкеева З.Д. и Вторушин В.Ф. В 1993г. При ЦЭК работало 9 кружков, охотно- экологическая тропа «Самбули», выделка меха «Нэкэ», сувенирный «Кумалан», бисероплетение «Черептун», национальная кухня «Дептылэ», художественная обработка древесины, бересты, шитье национальных изделий, шапок, унтов, торбасов, ансамбль народных инструментов и хореографический «Хосинкан». На основе ансамбля народных инструментов и хореографический кружка был создан единый ансамбль песни и танца «Хосинкан», прославивший своим творчеством школу, Баунтовский район, республику Бурятию выступлениями на малых и больших сценах в республиканских и всероссийских конкурсах детского творчества. В 1997г. ансамблю присвоено звание образцово- показательный. Работы учащихся по материалам культуры эвенков неоднократно занимали призовые места на выставках детского творчества. Первые шаги работы центра положили начало эксперименту «Обучение и воспитание учащихся на традициях родного народа». Это уникальный проект в республике Бурятия, основной целью которого является приобщение детей-эвенков к родному языку, национальной культуре, традициям и обычаям своего народа, формирование национального самосознания и достоинства. Реализация проекта осуществляется под руководством Егориной М.Н., зам. директора по научно-экспериментальной работе. За 10 лет работы проведена огромная работа по научному обеспечению эксперимента. В реализации проекта администрация школы работала в тесном контакте с БГУ, в лице профессора Молонова Г.Ц., БИПКРО (Санжидаева Г.Б, Миронова Е.Д.), Министерством образования, администрацией района. Удачной находкой школы стало расселение детей в общежитии по семейному типу. В 1993 году школе возвращен статус эвенкийской. По результатам деятельности школа является лауреатом всероссийских конкурсов «Школа года» с 1996 по 1999, «Школа века 2000», лауреатом Республиканского конкурса «Год национальной школы» в 1997 году. Преподаватель русского языка и литературы Валентина Николаевна Лапердина на Всероссийском конкурсе учителей удостоена звания «Учитель года-97»
Несмотря на сложное экономическое положение в стране, благодаря усилиям директора Базарова В.Ц. укрепляется и расширяется материально-техническая база школы: построена новая столовая на 100 мест, пристрой к общежитию на 60 мест, баня.
С 2002 года школой руководит заслуженный учитель Бурятии, Почетный работник общего образования РФ Гомбоева В.М. С переходом на республиканский бюджет, значительно улучшилась материально-техническая база школы по оснащению кабинетов, общежития мебелью, построен теплый переход между общежитиями, проведен капитальный ремонт здания начальной школы. На базе школы создан центр молодежной деятельности «Алагувр», выигравший грант в республиканской конкурсе. Деятельность центра направлена на развитие творческой инициативы учащихся. Юнкоры школьной газеты «Улгур» приняли участие во всероссийских конкурсах «Больше изданий хороших и разных», организованном департаментом Москвы и журналом «Лицейское гимназическое воспитание» и в творческом конкурсе «Первые шаги», организованном Клубом учителей «Доживем до понедельника», а также в республиканском конкурсе «СМИ - новое поколение». Работы отмечены ценными подарками и дипломами, опубликованы в Интернете. С 2002 года школа работает в направлении повышения качества ЗУН учащихся. В 2004-05 учебном году школа вышла на второе место в районе по числу призовых мест на предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, районных турнирах и спортивных соревнованиях.
За период 1976г. по 2005г. получили путевку в жизнь 3204 выпускника. Из них 3 окончили школу с серебряными медалями - Комогорцева Ирина, Сороковикова Марина, Хамуева Полина. Многие из них продолжили учебу и стали специалистами в различных областях народного хозяйства. Школа гордится своими бывшими учениками:
Шубиным А.С.- кандидатом исторических наук
Туракиным А.М.- главой Администрации Баунтовского районаВорониной А.А. - аспиранткой БГУ.
Школа помнит всех, кто приносил ей славу своей учебой, творчеством, кто стал после школы достойным уважения специалистом, тружеником. Память о своих питомцах останется навечно в школьном музее, в сердцах педагогов, отдавших столько здоровья и душевного тепла обучению и воспитанию детей.
Очная форма обучения.
При формировании концепции будущего школы - интерната необходимо уточнить понимание «миссии» школы, т.е. определить, на реализацию какой части общего социального заказа сориентироваться, и решение каких проблем считать приоритетным: необходимость реализации стратегии модернизации школьного образования, с одной стороны, и необходимость удовлетворения запроса со стороны основных участников педагогического процесса - учащихся, педагогов, родителей - с другой. Развитие школы как социально-педагогической системы должно привести к достижению нового качества образования, обеспечивающего «подготовку разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию». Таким образом, цель реализации любой программы развития школы заключается в выявлении и внедрении эффективных способов достижения нового качества образования. Необходимо стремиться к созданию такой культурно-образовательной среды в школе и за ее пределами, которая позволит обеспечить позитивную адаптацию, социализацию и интеграцию каждого ребенка в систему социальных отношений. В определении перспектив развития школы мы исходим из того, что развитие, как таковое, не должно заменять функционирование, которое позволяет нам добиваться достаточно стабильных результатов благодаря устоявшимся условиям работы организации: кадровому составу, удовлетворительному состоянию программно-методического и материального обеспечения. Развитие школы, на мой взгляд, должно не ломать то, что устоялось, а органически входить в систему наших ценностей.
Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике