ГБОУ "БЭШИ"
село Багдарин
  • Профессиональные стандарты

    Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, которая необходима работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности или выполнения трудовой функции (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ).

    Под применением профессиональных стандартов понимают использование их положений в организации деятельности образовательной организации, в том числе:

    • при приеме на работу для определения квалификации работника;
    • при аттестации для определения соответствия занимаемой должности;
    • при направлении работников на дополнительное профессиональное образование для определения вида обучения;
    • при разработке должностных инструкций для определения трудовых действий и требований к знаниям, умениям;
    • при разработке штатного расписания для определения наименования должностей.

    Профессиональный стандарт педагога призван:

    • определять необходимую квалификацию педагога;
    • обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда;
    • обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях;
    • содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.

    Профессиональные стандарты

    Образование

    01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)

    Зарегистрировано в Минюсте России 06 декабря 2013 г. N 30550

    01.002 Педагог-психолог (психолог в сфере образования)

    Зарегистрировано в Минюсте России 18 августа 2015 г. N 38575

    01.003 Педагог дополнительного образования детей и взрослых

    Зарегистрировано в Минюсте России 24 сентября 2015 г. N 38994

    01.005 Специалист в области воспитания

    Зарегистрировано в Минюсте России 26 января 2017 г. N 45406

    С 1 января 2017 года на территории России введен профстандарт педагогов. Он коснется всех типов образовательных учреждений. Документ принят вместо малоэффективных квалификационных справочников и должностных инструкций. Профстандарт, утвержденный приказом Минтруда РФ от 18 октября 2013 года, стал следствием изменений Трудового кодекса, которые в ст. 195 ч.1 закрепили понятия «профессиональный стандарт» и «квалификация».

    Что такое профстандарт педагога?

    Профессиональный стандарт педагога – основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций учителя. На основе нормативного акта будет проводиться аттестация педагогов с присвоением квалификационной категории. Также его нормы будут учитываться при приеме на работу в образовательные организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда.
    Профстандарт детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые действия. Они разделены по модулям, соответствующим различным предметным областям.
    Квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

    Структура профстандарта для педагогов

    За основу профстандарта взята система педагогической деятельности, включающая обучение, воспитание и развитие. Первые два раздела вполне понятно и объективно отражают требования к учителю, который на высоком уровне должен знать свой предмет и обязан владеть методическими техниками и приемами для того, чтобы донести его содержание до каждого ученика.
    Более сложным для понимания профессиональным педагогическим сообществом выглядит раздел развитие, ставящий педагога в ситуацию, когда вместе с узкими специалистами — логопедом, школьным психологом он должен выявлять и решать возникшие проблемы учащихся, круг которых очень широк. Ситуацию осложняют суровые реалии, связанные с массовым сокращением школьных врачей, психологов, дефектологов по причине оптимизации штатного расписания с целью изыскания дополнительных средств для увеличения зарплат учителей.

    Для чего нужен профессиональный стандарт педагога?

    Авторы документа надеются, что он сумеет повысить интерес и увеличить ответственность учителей за результаты педагогической деятельности. Изменятся принципы обучения и переподготовки кадров для приведения данной процедуры в соответствии с требованиями профстандарта.

    Профстандарты будут применяться в качестве:

    • Независимого измерителя уровня квалификации педагогических работников.

    • Средства реализации стратегии развития образовательной среды.

    • Инструмента роста качества российского образования.

    • Фундаментальной основы трудовых соглашений между руководством образовательного учреждения и педагогами. • Механизма рекрутирования педагогических кадров для работы в образовательных организациях.

    Профстандарты включают пять видов квалификации. Каждый из них предъявляет особые требования к компетенции учителя, выдвигаемые на основе характера сложности и результативности решения поставленных задач.

    В документе изложены десятки профессиональных компетенций, адресованных педагогическим кадрам. К примеру, для проведения полноценной воспитательной работы учитель обязан овладеть 18 умениями и навыками, а для полноценного развития ученика даже двадцатью. Сами разработчики называют этот перечень ориентиром, на основании которого учреждение образования планирует выстраивать собственную траекторию деятельности исходя из своих особенностей и поставленных задач. При этом педагогам отводится роль своеобразных социальных терапевтов, призванных диагностировать наличие психолого-педагогических проблем.

    В профстандарте уделяется пристальное внимание работе учителей по выполнению программ инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально уязвимых обучающихся. Красной нитью проходит обладание ИКТ-компетентностью, которая дифференцируется на три уровня:

    • Общепользовательская

    • Общепедагогическая

    • Предметно-педагогическая

    Новые компетенции педагога:

    • Работа с одаренными учащимися

    • Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования

    • Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным

    • Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии

    • Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении

    Цели применения:

    • Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка

    • Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда

    • Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях

    • Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования

    Профессиональный стандарт педагога содержит 4 раздела:

    • Общие сведения

    • Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

    • Характеристика обобщенных трудовых функций

    • Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта

    Содержание профстандарта педагога отражает:

    • обучение

    • воспитательную работу

    • развитие (личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности)

    • профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе

    • профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования

    • профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя в основной и средней школе

    • профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя русского языка

    • профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя математики

    Направлениями работы по информационному сопровождению введения профессиональных стандартов:

    • Проведение мероприятий по информированию педагогических работников о содержании принятых профессиональных стандартов в сфере образования, этапах их введения и о нормативно-правовых документах (Инструктивные совещания, методические семинары, педагогические советы)

    Документы

    • Все документы
    • Профстандарты
    • Локальные акты
    • Локальные нормативные акты

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике