Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, которая необходима работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности или выполнения трудовой функции (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ).
Под применением профессиональных стандартов понимают использование их положений в организации деятельности образовательной организации, в том числе:
- при приеме на работу для определения квалификации работника;
- при аттестации для определения соответствия занимаемой должности;
- при направлении работников на дополнительное профессиональное образование для определения вида обучения;
- при разработке должностных инструкций для определения трудовых действий и требований к знаниям, умениям;
- при разработке штатного расписания для определения наименования должностей.
Профессиональный стандарт педагога призван:
- определять необходимую квалификацию педагога;
- обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда;
- обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях;
- содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.
Профессиональные стандарты
Образование
01.001 | Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) |
Зарегистрировано в Минюсте России 06 декабря 2013 г. N 30550 |
01.002 | Педагог-психолог (психолог в сфере образования) |
Зарегистрировано в Минюсте России 18 августа 2015 г. N 38575 |
01.003 | Педагог дополнительного образования детей и взрослых |
Зарегистрировано в Минюсте России 24 сентября 2015 г. N 38994 |
01.005 | Специалист в области воспитания |
С 1 января 2017 года на территории России введен профстандарт педагогов. Он коснется всех типов образовательных учреждений. Документ принят вместо малоэффективных квалификационных справочников и должностных инструкций. Профстандарт, утвержденный приказом Минтруда РФ от 18 октября 2013 года, стал следствием изменений Трудового кодекса, которые в ст. 195 ч.1 закрепили понятия «профессиональный стандарт» и «квалификация».
Что такое профстандарт педагога?
Профессиональный стандарт педагога – основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций учителя. На основе нормативного акта будет проводиться аттестация педагогов с присвоением квалификационной категории. Также его нормы будут учитываться при приеме на работу в образовательные организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда.
Профстандарт детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые действия. Они разделены по модулям, соответствующим различным предметным областям.
Квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
Структура профстандарта для педагогов
За основу профстандарта взята система педагогической деятельности, включающая обучение, воспитание и развитие. Первые два раздела вполне понятно и объективно отражают требования к учителю, который на высоком уровне должен знать свой предмет и обязан владеть методическими техниками и приемами для того, чтобы донести его содержание до каждого ученика.
Более сложным для понимания профессиональным педагогическим сообществом выглядит раздел развитие, ставящий педагога в ситуацию, когда вместе с узкими специалистами — логопедом, школьным психологом он должен выявлять и решать возникшие проблемы учащихся, круг которых очень широк. Ситуацию осложняют суровые реалии, связанные с массовым сокращением школьных врачей, психологов, дефектологов по причине оптимизации штатного расписания с целью изыскания дополнительных средств для увеличения зарплат учителей.
Для чего нужен профессиональный стандарт педагога?
Авторы документа надеются, что он сумеет повысить интерес и увеличить ответственность учителей за результаты педагогической деятельности. Изменятся принципы обучения и переподготовки кадров для приведения данной процедуры в соответствии с требованиями профстандарта.
Профстандарты будут применяться в качестве:
• Независимого измерителя уровня квалификации педагогических работников.
• Средства реализации стратегии развития образовательной среды.
• Инструмента роста качества российского образования.
• Фундаментальной основы трудовых соглашений между руководством образовательного учреждения и педагогами. • Механизма рекрутирования педагогических кадров для работы в образовательных организациях.
Профстандарты включают пять видов квалификации. Каждый из них предъявляет особые требования к компетенции учителя, выдвигаемые на основе характера сложности и результативности решения поставленных задач.
В документе изложены десятки профессиональных компетенций, адресованных педагогическим кадрам. К примеру, для проведения полноценной воспитательной работы учитель обязан овладеть 18 умениями и навыками, а для полноценного развития ученика даже двадцатью. Сами разработчики называют этот перечень ориентиром, на основании которого учреждение образования планирует выстраивать собственную траекторию деятельности исходя из своих особенностей и поставленных задач. При этом педагогам отводится роль своеобразных социальных терапевтов, призванных диагностировать наличие психолого-педагогических проблем.
В профстандарте уделяется пристальное внимание работе учителей по выполнению программ инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально уязвимых обучающихся. Красной нитью проходит обладание ИКТ-компетентностью, которая дифференцируется на три уровня:
• Общепользовательская
• Общепедагогическая
• Предметно-педагогическая
Новые компетенции педагога:
• Работа с одаренными учащимися
• Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования
• Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным
• Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии
• Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении
Цели применения:
• Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка
• Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда
• Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях
• Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования
Профессиональный стандарт педагога содержит 4 раздела:
• Общие сведения
• Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
• Характеристика обобщенных трудовых функций
• Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта
Содержание профстандарта педагога отражает:
• обучение
• воспитательную работу
• развитие (личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности)
• профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе
• профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования
• профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя в основной и средней школе
• профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя русского языка
• профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя математики
Направлениями работы по информационному сопровождению введения профессиональных стандартов:
• Проведение мероприятий по информированию педагогических работников о содержании принятых профессиональных стандартов в сфере образования, этапах их введения и о нормативно-правовых документах (Инструктивные совещания, методические семинары, педагогические советы)